Любовь
Если дом завален различными инструментами и винтиками, а посреди комнаты стоит полуразобранный велосипед, если йод и мазь от ушибов кончаются быстрее, чем успеваешь их купить, значит, в доме завёлся экстремал! Сначала велосипед и сноуборд, потом мотоцикл и прыжки с парашютом. Какова их мотивация и почему люди занимаются экстремальным спортом и идут на крайности, никогда не чувствуя удовлетворения своим последним завоеванием?
Мотивация экстремалов связана с достижением цели, конкурентоспособностью. Цель, будь то пересечение финишной прямой или достижение самой высокой точки мира, является этаким Святым Граалем, который ищет небольшая элитная группа людей. Они знают, что являются одними из немногих, кто осмелился мечтать о невозможном – и добился своей мечты. В то время как экстремальный спорт может принести многим спортсменам деньги, славу и известность, самое главное для многих – это здоровая доза уважения, «респект». «Спускаются ли они с вершины холма, куда их высаживает вертолёт, или выпрыгивают из самолёта, я вижу в них это чувство самобытности и индивидуальности, это важно для них, потому что приносит уважение, » - говорит Лестер Майерс, главный врач в отделе спортивной медицины университета Пейс в Атлантик-Сити, Нью-Йорк.
Выброс в кровь адреналина совершается надпочечниками, когда человек занимается деятельностью, вызывающей стресс организма. И конечно, экстремальный спорт, такой как сноубординг или банджи-джампинг, попадают в категорию вызывающих стресс. Гормоны, выпускаемые надпочечниками, ускоряют сердечный ритм и увеличивают силу сердечных сокращений, облегчают приток крови к мышцам и мозгу, способствует превращению гликогена в глюкозу в печени. Этот выброс и ищут обычно большинство экстремалов, ощущение, которое они получают, стоя на краю. «Эмоции, которые вызывает адреналин, это обострённое чувство того, что ты жив, » - говорит Джастин Андерсон, консультант центра спортивной психологии в Дентоне, Техас. «Все ваши чувства обостряются, готовятся к битве. У них есть выбор: делать это и жить, или умереть».
Так почему же экстремалы никогда не бывают удовлетворены своими достижениями? Спортсмены говорят, что это как закон убывающего плодородия почвы. Достижение одной и той же цели снова и снова уже не приносит первоначального удовлетворения. Поэтому они хотят выйти за границы, перейти к следующей большой цели. Так появляется риск, и чем рискованней цель, тем лучше. «Каждый раз, когда они достигают успеха, заставляют себя идти дальше. К этому стремится любой хороший спортсмен, но в экстремальном спорте это особенно верно. Людям, занимающимся экстремальным спортом, необходимо довести себя до предела – эмоционально, физически, по-всякому – чтобы получить удовлетворение» - говорит Дженни Берман, доктор философии в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, входившая в олимпийскую сборную по художественной гимнастике в 1984 году.
Большинство людей предпочитают оставаться зрителями на трибунах, в то время как спортсмены борются за право первыми пересечь финишную черту. Почему же так нравится смотреть, как другие проливают кровь, пот и слёзы на экстремальных соревнованиях? «Причина та же, что и всегда. Это в человеческой природе, интересно смотреть на людей, бросающих вызов смерти. Люди, которые никогда не смогут осмелиться на подобные вещи, чувствуют себя причастными, просто наблюдая за спортсменами» - говорит Андерсон. И, если близкий человек выбрал для себя экстремальный спорт, нет смысла останавливать его. Можно только смотреть и удивляться, есть ли предел человеческим возможностям. И вместе стремиться к финишу, ждать следующей вершины, следующей большой волны.