Дошкольная педагогика, которая используется в основном за границей или же в современных частных садиках, сочетающая в себе опыт классики и современные методики, получила название вальдорфская педагогика. Впервые дошкольная педагогика данного типа стала использоваться в 1919 году, оттуда и пошло е название. Дело в том, что основателем вальдорфской школы был ученый немецкого происхождения Штайнер, который открыл свою школу благодаря помощи спонсора Эмиля Мольта, являющегося владельцем фабрики под названием «Вальдорф-Астория». Название метода воспитания стало жить, в отличие от предприятия, школа обанкротилась в 1928 году.
На чем же основана вальдорфская дошкольная педагогика? Согласно представлениям Штайнера, в возрасте 3–7 лет в человеке происходит формирование характера, такие его особенности, как чувство сопереживания и чувство прекрасного, которые и следует развивать. Штайнер считал, что учить ребенка в этом возрасте равносильно насилию. Не учить нужно детей, но вдохновлять. Вдохновением служит собственный пример, а также проведение тематических игр. Также педагог не одобрял критики и запретов. Запрещать можно было только в крайнем случае. В садике, работающем по методу Штайнера, началом утра служит свободная игра.
Дошкольная педагогика Штайнера исключает воспитание и обучение ребенка по книгам, машинкам, конструкторам, куклам. Так с чем же играют дети? В качестве игрушек выступают обычные предметы, это могут быть скамейки, ткани. Ребенку предоставляется возможность выдумывать фантазировать, что же сделать с этим кусочком ткани. Воспитание детей основывается на сказках, песнях, которые могут помочь, например, в раскрытии музыкального таланта. Дети учатся придумывать новые игры, новые музыкальные игры. Музыкальные уроки не предполагают изучение грамоты и развитие слуха.
Сказки учатся не путем прочитывания. Сказки воспринимаются детьми на слух, что развивает у ребенка воображение. Дошкольная педагогика по методике Штайнера предполагает изучение песен, танцев, проведение уроков рисования, пения. Вольдорфские школы-садики в основном распространены в Великобритании. Опыт доказывает, что дети, обучаемые по данной методике, более талантливые, обладающие артистическими способностями. Штайнер придумал искусство художественного движения – эвритмию. Суть данного искусства в попытке движением выразить звук. Внешне эвритмия напоминает пляски шаманов. Многие не принимают данное направление в воспитании, ассоциируя его с ритуалами.
Вальдорфская педагогика и современное воспитание ребенка – это разные вещи. В отличие от современных требований к ребенку, который к 7 годам уже должен уметь читать, писать, в вальдорфской школе этому не учат. Запоминание происходит не благодаря повторениям за преподавателем и воспитателем. Дети учатся через непосредственный контакт с вещами. Дети не смотрят телевизор, не слушают радио. Данным способ изучения несколько напоминает методику Монтессори. Некоторые полагают, что это упущение методики, поскольку не подготавливает ребенка к школе в должной мере.
Основой вальдорфской педагогики является эзотерическое учение. Рудольф Штайнер, разрабатывая свою теорию воспитания в 1913 году, создал науку антропософию. Базисом этого учения является мнение, что человек способен духовно объединиться со всей Вселенной. Тайное учение Штайнера состояло из элементов буддизма, зороастризма и христианства. Штайнер буквально проповедовал идеи реинкарнации, борьбы зла с добром, кармы. Именно благодаря антропософии в вальдорфском методе воспитания столько мистических элементов. Еще одна особенность метода воспитания – мальчикам не разрешается играть роли девочек, поскольку может изменить гендерную самоидентификацию.