Призраки и привидения в кинематографе относятся к так называемому жанру хоррор, или к фильмам ужасов. Первые фильмы ужасов, в которых главными героями были призраки и привидения, были сняты по мотивам классических романов. Сегодня западный кинематограф все чаще обращается к классикам литературного жанра ужасов для создания фильмов. Призраки, оборотни и вампиры появляются в европейской литературе на рубеже XIX-XX веков. Режиссеров, которые занимались постановкой фильмов о привидениях, интересовали такие качества человека, как страх, зло, отрицательные эмоции. Постепенно тема привидений стала использоваться в кинематографе не только для нарушения общего покоя.
Оскар Уайльд сказал однажды, что людей приходится либо кормить, либо забавлять, либо шокировать. Призраки и привидения стали элементами жанра, который не столько шокировал, сколько вселял ужас. Поначалу привидения в кино шокировали, вселяли ужас. Но со временем развития техники кинематографа, привидения и призраки стали шокировать и забавлять. Так появляются комедийные ужасы и сериалы, вроде «Каспер», «Семейка Адамс», «Охотники за привидениями». Относительно того, откуда черпали и черпают свои идеи кинематографисты, то самое очевидное решение – это обращение к истории. Как сделать так, чтобы фильм понравился? Нужно просто взять то, что уже зарекомендовало себя.
С 60-х гг. прошлого века многие известные романы в жанре хоррор экранизируются по несколько раз. К таким фильмам относятся фильмы по роману американо-английского писателя Генри Джеймса «Поворот винта». Стивен Кинг, которого можно назвать классиком жанра ужасов, сказал, что привидения, в том числе и его, плохо приживаются на экране. Он полагал, что экранизация романа не будет успешной и ошибся. Призраки и привидения в «Повороте винта» экранизировали. При этом не все фильмы в точности повторяют роман. «Поворот винта» для автора явился экспериментальной повестью, которая возникла под влиянием творчества Тургенева и Готорна. Но, в отличие от них, Джеймс превращает мистику в достоверность.
Призраки и привидения становятся главными героями фильмов, снятых режиссером Джеком Клейтоном. Большинство его фильмов – это экранизация романов. Не все фильмы режиссера, которые он снимал в 50–80-е гг. XX века, имели успех у зрителя и критиков. Но классикой жанра стал фильм «Невинные», вышедший на экраны в 1961 году. Именно с этого момента главным героем фильма о призраках становятся не сами призраки, но пространство, в котором они обитают. Главное действующее лицо картины – это дом, его бесконечные коридоры и лабиринты. Атмосфера дома превращается в один из видов товарного ассортимента кинематографа. Клейтон не показывает привидения в полный рост, призраки обитают в доме или в голове главной героини. Вопрос, который остается без ответа.
Фильмы, в которых главным героем является дом, также несколько раз перебирались, переснимались и переделывались кинематографистами. Вторым, кто сделал особняк центральной фигурой в кино, был режиссер Джон Хью. В 1974 году вышел на экраны его фильм под названием «Легенда адского дома», который в последующие годы неоднократно переснимался. Сюжетная линия сводится к тому, что один состоятельный человек собирает группу экспертов для подтверждения существования потустороннего мира, отправляя их в дом. В последующих вариациях смысл экспедиции менялся. В 2002 году на экраны вышел небольшой сериал, продолжительностью пять часов, по роману Стивена Кинга «Особняк Красная роза».
В конце 50-х гг. прошлого столетия японские кинематографисты заложили основы фантастического кино в Азии. Вдохновением для японских режиссеров служили романы и рассказы Эдогавы Рампо, истории о призраках, которые являются специфическим литературным жанром под названием «Кайдан». Японское кино испытало на себе влияние готических европейских фильмов. Истории о привидениях в японском кино – это по большому счету истории о покинутых женщинах или убитых насильником. Сегодня японское кино в сравнении с 60–70-ми гг. - понятное и неэкзотическое. Половина фильмов – это чистая коммерция. В названиях начинают мелькать наподобие американских фильмов порядковые номера, например, фильм «Школьные привидения-4».