Дети
С самого раннего возраста родителям нужно заниматься со своими чадами, ведь развитие внимания и укрепление детской памяти станут теми кирпичиками, которые потом помогут уже подросшим детям быть успешными в учебе, в профессиональной деятельности и просто в жизни. Развитие и тренировка памяти и внимания у детей направлено не только на запоминание отдельных фактологических сведений (это нужно, в основном, в учебе), но и на внимательное отношение к течению жизни (это поможет накапливать, суммировать и анализировать жизненный опыт, чтобы не совершать похожих промахов).
Первым шагом в этом направлении станет обучение маленького человечка словам и их значения. В этот период дети активно развиваются, ребенок начинает познавать новый для него мир, запоминать, чем же, например, желтый цвет отличается от автомобиля. И происходить этот процесс познания должен в игровой форме, то есть ребенку нужно давать для запоминания то, что ему интересно. Да и, как показывает опыт, запоминают дети именно то, что привлекло их внимание. Если в течение нескольких часов маленькому ребенку повторять незнакомые и малопонятные слова, то развитие внимания и памяти будет нулевым, он просто их не воспримет. Если же развитие внимания у детей проводить через цветные диснеевские мультики, то даже сложнейшее имя индейской девушки Покахонтас ребенок услышит и запомнит навсегда.
Детские психологи уже давно разработали множество развивающих память и внимание игр (например, «Что пропало?», «Какие слова лишние?», «Пересказ»). Многие из этих игр групповые, и идеально походят для развития внимания групп детей или для обучения в детском саду. Для всех малышей будет полезно поиграть вместе с родителями в развивающие игры. Это поможет им быть ближе, особенно к таким играм нужно привлекать отцов, которые, как правило, воспитание ребенка и развитие его способностей перекладывают на женщин.
В процессе обучения крайне важна мотивация. Но это не должна быть материальная мотивация. Иногда родители говорят, что если ребенок что-то сделает, то получит что-нибудь. Это крайне неправильная позиция, мотивация должна быть иной. Развитие внимания и памяти можно проводить и «экзаменационным» методом. Он заключается в том, чтобы ребенок многократно вслух повторял что-либо (таблицу умножения, стихи или алфавит). Если таким образом что-то заучивать, обращать внимание на мелкие детали, то можно на короткий период запомнить большой объем информации. Чтобы этот объем остался в памяти надолго, нужно спустя некоторое время еще раз перечитать то, что было уже прочитано. Так из области коротковременной памяти информация будет переведена в область долговременной.
Более эффективной стратегией на сегодняшний день является группирование материала. Группировка может происходить либо по теме, либо по формальным признакам. Например, если ребенку нужно запоминать иностранные слова, то можно либо взять слова, относящиеся к одной теме (например, тема «цвета»), либо группировать слова по одинаковой первой букве. При этом необходимо закреплять старые и новые знания, связывая их ассоциативными связями.
Высшим пилотажем в методике развития у ребенка внимания и памяти является системное выделение групп и запоминание относящегося к ним материала. Это подходит уже детям школьного возраста. Надолго запомнить материал можно при помощи записей. Если у ребенка будут возникать какие-либо вопросы, то он должен будет их записывать, и в процессе изучения новых материалов он должен будет находить на них ответы. Этот метод позволяет ребенку усвоить 100% прочитанной информации, и это знание будет не только наличествующим, но и осознанным.