Вплоть до настоящего времени не существует одного-единственного мнения о реальности такого явления, как шабаш ведьм. Одни ученые полагают, что охота на ведьм, когда-то охватившая всю Европу, была результатом воображения. Другие, напротив, считают все признания ведьм истинными и достоверными. Истина, по-видимому, лежит где-то между этими двумя крайностями, но все-таки ближе к первой.
Не нужно отбрасывать все немалые свидетельства без разбора, считая их выдумкой, поскольку ведьмы существуют и в наши дни. Единственно, что можно с точностью констатировать, так это то, что шабаш имеет свои истоки в язычестве. Предводительницей шабаша в давние времена была Богиня Геката, но со временем ее сменила Диана. Но нынешние ведьмы окончательно восстановили культ Богини и поклоняются Царице Небес и Всего Сущего (Гекате).
Само слово «шабаш» является символом, обозначением собраний ведьм, который проходили, как правило, один раз в неделю из-за отрицательных ассоциаций с иудейским праздником субботы (sabbat). В некоторых местностях порядок исполнения ритуалов на шабаше был различным. Однако неизменным оставалось начало шабаша. Шабаш начинался с церемонии, во время которой жглись костры, а ведьмы клялись Дьяволу в верности.
Отвергая христианского Бога, ведьмы приносят клятву Дьяволу, как божеству. Впоследствии они приносили ему клятву в том, что всегда будут являться на зов, будут завлекать новых членов, никогда не раскроют тайн ведьмовской секты и будут жестоко мстить за любые обиды, нанесенные своим новым собратьям. Представления о Дьяволе как о творце и господине восходят к вере в то, что мир создан и управляется Дьяволом, тогда как Бог далек от земной жизни.
Тот факт, что Дьявол зачастую оказывался с рогами и в козлиной шкуре, наверно, трактуется его символической связью с числом 2, а также тем, что демоны нередко являлись в виде животных или существ в облике с различными их частями тела. Но в большей степени связь между Хранителем, злым началом и козлом заложена в структуре иудейского ритуала — так называемого изгнания в пустыню «козла отпущения». По другой теории, Дьявол принимает облик козла и иных животных потому, что он является рогатым богом народов Европы. Ведьмы, которые одновременно выступали и чародеями, и дьяволопоклонниками, дифференцировали магические и языческие представления о ценности животного начала в человеке.
Буйные пляски и оргии в честь этого бога служили, видимо, для высвобождения этого животного начала. Согласно магической теории, это главный шаг на пути к обретению целостности, к трансформации человека в божество, согласно которым условие спасения заключается в испытании всех возможных на земле состояний и ощущений. Такая теория наглядно видна в извращенных оргиях ведьм, апогеем которых становился сексуальный животный разгул страстей, что ввергало ведьм в экстатическое состояние. Шабаш доставлял ведьмам большое удовольствие, не столько из-за свободы и вседозволенности, сколько из-за того, что Дьявол имел такую власть над сердцами ведьм, что ничего иного, кроме как общения с ним, они уже не желали.