Воспитание в семье имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка. Многие родители требуют от своих детей послушания, однако, это не правильный подход воспитания. Типы семейного воспитания выделяли еще классики педагогической науки, такие как А.С. Макаренко, В.В. Давыдов, изложившие в своих работах представления о системе воспитания ребенка, как в семье, так и в школе. Что же такое типы семейного воспитания? Это поведение родителей по отношению к ребенку, общение с ним. Родитель – это не тюремный надсмотрщик. Родители должны подавать пример своим детям, быть для них авторитетом.
Макаренко выделяет несколько видов так называемого ложного авторитета. Другими словами, вместо того, чтобы показать, как нужно себя вести, педагог указал на ошибки родителей по отношению к ребенку, определив неправильные типы семейного воспитания. Итак, какие же это типы? Первым в списке идет авторитет подавления, когда один из родителей наказывает своего ребенка за проступок. Как считает Макаренко, наказание не просто порождает жестокость, но это и есть сама жестокость, основанная на трусости. Такое поведение родителей может привести только к рождению, укоренению в ребенка зла.
Следующие типы семейного воспитания, обрисованные Макаренко, это авторитет расстоянии и авторитет чванства. Авторитет расстояния можно трактовать как положительно, так и отрицательно. Общение с ребенком строится по принципу того, что отец или мать – это не указ и не закон для ребенка. Но в тоже время, родители считают, что правильным будет для ребенка вообще ограничить общение с ним. Другими словами, такие родители не то, что не советуют своим детям, как поступить в сложной жизненной ситуации, но стараются, именно, стараются не разговаривать с ними. И при этом вовсе не ощущают чувство вины.
Авторитет чванства сводится к тому, что родитель представляет себя этаким великим, всемилостивым государем, который когда пожелает, простит, когда пожелает, уделит свое время и внимание ребенку. Как правило, такие родители слишком заняты собой и у них не то, что не возникает желания обратиться к ребенку, но даже в мыслях такого нет. Следующие типы семейного воспитания – это авторитет педантизма и авторитет резонерства. Первый предполагает тот факт, что мать или отец уделяют максимальное внимание своему ребенку. На первый взгляд такое отношение кажется правильным, но это заблуждение.
Авторитет педантизма – это своего рода предъявление претензий к ребенку, когда мать говорит, почему сделал не так, как было сказано. Внимание к ребенку всегда сопровождается распорядительным тоном. Если ребенок что-то не так сказал или ответил, тогда незамедлительно следует наказание. Ошибки не просто не желательно допускать, но ошибки недопустимы. Авторитет резонерства представляет собой постоянные советы родителей, как надо жить, дружить. Это наседание на ребенка, которое строится на саморассуждении. Это не общение с ребенком, а как выразился Макаренко, просто болтовня.
Авторитет любви и авторитет подкупа
И в заключении приводятся еще два ложных авторитета, к которым относятся авторитет любви и доброты и авторитет подкупа. Принцип действия авторитета любви и доброты сводится к слишком сладкому отношению к ребенку. Речь даже не о чрезмерной опеке, а о поощрении недобрых проявлений в ребенке. Такое общение родителей с ребенком строится на мягкости, уступчивости, податливости, когда роли в семье меняются и ребенок становится командиром. Такое воспитание ведет только к развитию таких черт характера, как самолюбие и эгоизм. Авторитет подкупа в каком-то смысле схож с авторитетом расстояния. Воспитание представляет собой сделку между ребенком и старшими.