Галикарнасский мавзолей можно назвать современником второго храма Артемиды. Помимо этого, одни и те же специалисты принимали активное участие в сооружении и украшении их. Надо сказать, что доверяли только лучшим мастерам того времени. С формальной точки зрения Галикарнасский мавзолей был также и памятником всесильной любви, наподобие Вавилонских садов. И если с Вавилонскими садами было все предельно ясно (мидийская царевна, для которой они и были построены, не могла принести вред человечеству), то в отношении Мавсола давно уже появлялись серьезные подозрения.
Зодчие сконструировали усыпальницу галикарнасскому деспоту в форме практически квадратного здания, начальный этаж которого и был усыпальницей Мавсола и Артемиссии. С внешней стороны данная колоссальная похоронная камера, составляющая 5000 квадратных метров и имеющая высоту примерно 20 метров, была обложена плитами из мрамора белого цвета, отесанными и отполированными на манер персидской архитектуры. По верху первого этажа шел фриз, где была изображена битва эллинов с амазонками, «Амазономахия» работы известного Скопаса. Помимо Скопаса, там трудились, по словам историка Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, который был оцеплен колоннадой, хранились жертвенные дары, роль крыши мавзолея выполняла пирамида, на вершине которой возвышалась мраморная квадрига: в колеснице, запряженной четверкой коней, стояли скульптуры Мавсола и Артемиссии. Около гробницы были расположены статуи львов и галопирующих всадников.
Галикарнасский мавзолей символизировал собой заход классического искусства Древней Греции. Вполне вероятно, что он был чрезмерно богат и праздничен, чтобы быть на самом деле прекрасным. Даже на рисунках-реконструкциях он выглядит таким же массивным и недвижимым, как персидские гробницы. Может быть и так, что виной тому стала пирамида, может быть, глухие высокие стены последнего этажа. Впервые в греческом искусстве были соединены все три популярных ордера. Нижний этаж поддерживали пятнадцать дорические колонны, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние — ионическими.
Историк Плиний заверяет, что Галикарнасский мавзолей составлял в высоту сто двадцать пять локтей, т. е. шестьдесят метров, остальные авторы дают или большие, или меньшие цифры. Мавзолей находился в самом центре города, который спускался к морю. В связи с этим со стороны моря он был виден издали и выгодно выглядел рядом с другими храмами Галикарнаса — грандиозным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые размещались выше, на холме, по сторонам мавзолея.
По всему античному миру впоследствии были понастроены всевозможные копии и имитации мавзолею в Галикарнасе, однако, как это и должно быть с копиями, они были не такими удачными, как оригинал, и вследствие этого вскоре были забыты. Он стал настолько знаменит, что римляне стали именовать мавзолеями все большие усыпальницы. Сконструирован Галикарнасский мавзолей был до такой степени прочно, что, хотя и стал ветхим, простоял практически две тысячи лет. Согласно хронологическим данным, до сих пор неизвестно, как пало это великое сооружение.