Здоровье
Трудно читать о хирургии, изменявшейся на протяжении веков, не дрогнув: грубость инструментов, отсутствие анестезии, и не в последнюю очередь то, что кажется удивительным - осуществление методов, которые в настоящее время кажутся неотличимыми от бойни. По сравнению с прошлым, современная медицина – образец гигиены и технологичности. Однако и сегодня случаются различные неприятности, которые могут пагубно сказаться на здоровье пациентов. Так какие же риски существуют при проведении хирургических операций и чего нужно бояться тем, кто собирается лечь под нож?
Прошлое видело такие ужасные и широко практикующиеся методы, как трепанация, при которой часть черепа удалялась, чтобы показать мозг для облегчения головной боли или для лечения травмы. Раскопки показывают, что во времена неолита один из трех черепов имел отверстия, просверленные или продолбленные. Голова была особенно подвержена повреждениям от дубин, рогаток и другого примитивного оружия, и целью трепанации было облегчить боль, высвободить кровь, «злой воздух», и оставить мозг в хорошо проветриваемом помещении. Что самое удивительное, многие из этих черепов - от 50% до 90% по некоторым источникам - принадлежали людям, которые выжили. Та же процедура была популярна в Европе для лечения эпилепсии и психических заболеваний до 18-го века, а потом и черепно-мозговых травм.
Но когда больницы начали процветать в 19 веке, хирургические операции стали еще более опасными. Проблема была связана с гигиеной: риск заражения был настолько высок, что смертность подскочила до 90%.
Единственным способом облегчения боли, доступным для пациентов хирургов было опьянение. Алкоголь, каннабис и опий были основными анестетиками, пока Хэмфри Дэви в 1800 начал экспериментировать с закисью азота или веселящим газом. Естественно, на такую чрезмерно инновационную идею никто в медицине не обращал внимания еще лет 50. Но за это время веселящий газ и эфир стали популярны, так как использовались в качестве развлечения на вечеринках: так называемые «шалости эфира» были очень популярны в США. Более века спустя, американский журналист и писатель Хантер Томпсон описал эффект эфира, как «заставляющего людей вести себя как деревенские пьяницы в некоторых ранних ирландских романах».
Первое публичное использование эфира в качестве анестетика во время хирургической операции, как считалось, произошло 16 октября 1846 в Массачусетсе, операцию проводил врач Уильям Мортон. Идея быстро распространилась, особенно после того, как королева Виктория приветствовала использование хлороформа при рождении принца Леопольда в 1853 году, хотя хлороформ позже потерял популярность из-за возможности внезапной смерти от аритмии сердца.
Всемирная организация здравоохранения сообщает, что каждый год около 230 миллионов хирургических операций проводится под наркозом. Но анестетики по-прежнему связаны с рисками для здоровья. Есть опасные для жизни аллергические реакции, которые обнаруживаются менее чем у 1 из 10000 человек. Более того, около 1 из 100.000 процедур общей анестезии может привести к смерти пациента. Если перевести эти цифры в шанс на миллион смертей, или микроморты, получится риск, равный 10 микромортам - эквивалент 60-километрового путешествия на мотоцикле, или немного больше, чем прыжок с парашютом. Около половины этого риска, 5 микромортов, возникает из ошибок, допущенных в работе анестезиолога, который должен быть высококвалифицированным специалистом. Риски для дневных случаев ниже, и выше, если для людей старшего возраста и срочных операций.
Выживаемость после проведения хирургических операций составляет в большинстве развитых стран около 95-98%. В любом случае, риск смерти без операции выше. Таким образом, человек можете пойти под нож со спокойной душой. По крайней мере, можно поблагодарить свою счастливую звезду, что дни дыр в голове, сделанных во имя медицины, давно прошли.