Миссис Прайс налила кофе своей соседке миссис Олбани и расположилась в кресле, предвкушая приятную беседу. Вдруг... Преследуемый своим пятилетним братишкой Томом, в комнату ворвался семилетний Марк. Он ловко вскарабкался на буфет и распахнул верхнюю створку. Том так же проворно последовал за Марком. Вскочив из-за стола, их мать закричала: «Немедленно слезайте! Кому я сказала?!» «Мы хотим зефира!» - крикнул в ответ Марк. «Вам нельзя есть конфеты. Скоро обед. Сейчас же положите зефир на место!»
Однако Марк схватил пакет и вместе с Томом спрыгнул с буфета. Том выхватил конфеты у брата, и оба помчались из комнаты, несмотря на то что их мать миссис Прайс громко взывала: «Вернитесь! Ведь я сказала, что сейчас нельзя есть зефир!..»
Дверь с шумом захлопнулась. А миссис Прайс вздохнула и сказала своей гостье: «Ох уж эти дети! Просто не знаю, что с ними делать? Ведут себя, как дикари. Ни минуты покоя».
Родители порой не знают, как поступить со своими детьми, особенно тогда, когда они становятся назойливыми и несносными. В парках, куда чаще всего отправляются отдыхать семьями, не всегда родителям удается спокойно провести время. Перевозбужденные и утомившиеся дети с плачем умоляют продолжить прогулку. Родители в смятении. Они раздраженно говорят: «Хватит», а затем уступают домогательствам. Измученные родители начинают искать способы успокоить детей, но раздражаются еще больше. В конце концов матери и отцы нетерпеливо волокут сопротивляющихся отпрысков за руки, и все возвращаются домой, недоумевая и спрашивая себя: «Зачем мы ходим гулять?»
Дети часто недостойно ведут себя во время семейных обедов в ресторанах, демонстрируя манеры, вызывающие сожаление об их воспитании. Они могут беспокоить окружающих своими капризами, шумными требованиями внимания, проявлением нетерпеливости. Многие дети начинают есть только после утомительных уговоров.
Нередко в различных общественных местах можно услышать злой, что-то требующий голос орущего ребенка, которого пытается урезонить уставший, отчаявшийся родитель. Порой и дома дети демонстрируют поведение, достойное прискорбного сочувствия, так как отказываются от каких бы то ни было домашних обязанностей. Такие дети обычно много шумят, не считаются с окружающими, грубят, проявляют неуважение к своим родителям, как, впрочем, и к другим взрослым людям. Случается, что ребенок оскорбляет мать или отца, а они безропотно это переносят.
Многие родители чувствуют себя беспомощными, когда их дети ведут себя плохо, вызывающе. Чтобы добиться от ребенка послушания, эти родители начинают его упрашивать, умолять, а потом наказывать или подкупать какими-либо обещаниями.
Трудности с детьми возникают не только дома, но и в школе. Некоторые дети отказываются от учебных обязанностей. Учителя просят родителей обратить внимание на выполнение учеником домашних заданий, но педагоги также порой не в состоянии подсказать родителям, как это можно выполнить без борьбы и сопротивления со стороны ребенка.
В настоящее время в газетах все чаще упоминаются юные правонарушители. На наших глазах преступность как бы «молодеет». Общество требует от родителей, чтобы они не разрешали своим детям слоняться вечерами по улицам, однако матери и отцы часто не знают, как это требование выполнить.
Исследования, проведенные в нашей стране по детской преступности, составляют пухлые тома, но в них мало указаний на вероятность разрешения этой проблемы. В результате многие родители впадают во все большее отчаяние. Они рассчитывают вырастить счастливых, благовоспитанных, самостоятельных детей. А вместо этого родители видят их разочарованными, скучными, несчастными, порой высокомерными и дерзкими. Повсеместно педиатры и психиатры отмечают тревожный рост числа дефективных детей.
В попытках предпринять что-либо в сложившейся ситуации озабоченные родители участвуют в обсуждениях по проблемам воспитания, посещают специальные лекции, изучают многие книги, брошюры и газетные статьи. Однако истинное значение необходимой образовательной программы для родителей признается, к сожалению,"нем ноги ми. Создаете я впечатление, будто бы родительская способность воспитания детей канула в небытие. При этом многие родители ссылаются на то, что предыдущим поколениям не требовались инструкции по воспитанию своих детей. Что же произошло?
В прошлом существовали определенные традиции в воспитании, поощряемые обществом в целом. Каждая семья придерживалась в этом вопросе общепринятых правил. А вот в наши дни появилась необходимость в развитии обширной образовательной программы для родителей. Почему?
Нередко можно услышать, что современные трудности с детьми являются результатом неуверенности взрослых, их эмоциональной неуравновешенности, их инфантильности, а также отсутствия образцов для подражания в мире взрослых людей, в котором так недостает истинного понимания моральных, человеческих ценностей. Возможно, настоящие моральные критерии в какой-то степени у большинства людей даже выше, нежели прежде, так как все больше возрастает обеспокоенность многих людей различными социальными бедами. Конечно, каждое поколение находило причины напряженности своего времени, касалось ли это первой мировой войны, различных кризисов в стране или периода второй мировой войны. В настоящее время, когда народы клеймят атомные и водородные бомбы, есть люди, которые объясняют свою неуравновешенность и даже депрессию ядерной угрозой. Однако это является лишь оправданием для слабых натур.
Культура и цивилизация каждого общества создают свои отличительные образцы воспитания детей. Сравнительное изучение первобытных обществ представляет собой отличную возможность понять значение традиций. Каждое племя имело присущие только ему традиции воспитания детей. В результате у людей племени формировались определенные образцы поведения, характеров, личностей. У всех культур были свои способы разрешения жизненных проблем. При этом. все мужчины, женщины и дети четко знали свои обязанности, так как все их поведение определялось традициями.
Западная культура, более сложная, чем у первобытных обществ, также имела свои традиции в воспитании. Во всех семьях придерживались известных всем правил, например, таких: «Детей следует видеть, но не слышать». Нормы детского поведения были почти везде одинаковыми. Однако все большее понимание значения демократии и ее воздействие на межличностные отношения сильно изменили западную культуру. Человечество постепенно приходило к пониманию того, что все люди рождаются равными не только перед лицом закона, но и в глазах своих ближних, что демократия - это не только политический идеал, но и образ жизни каждого человека. Традиционные методы воспитания детей начали устаревать.
Однако многие родители и сегодня не могут осознать смысл социального равенства между детьми и взрослыми. Даже упоминание об этом вызывает у них тревогу. Они с возмущением отвергают подобную возможность: «Я знаю намного больше своего ребенка. Не надо его равнять со мной». Верно. Ребенок не может равняться ни в знаниях, ни в жизненном опыте, ни в умениях со взрослым человеком. Но эти понятия не служат признаком равенства и среди взрослых. Равенство не подразумевает единообразия! Оно означает, что люди, невзирая на все их индивидуальные расхождения и способности, обладают равными правами на уважение и собственное достоинство.
Убежденность некоторых взрослых людей в своем превосходстве над детьми корнями уходит в былые традиции, когда положение человека в обществе закреплялось со дня его рождения, в зависимости от наличия денег у его родителей, от пола и расовой принадлежности. И никакие индивидуальные способности или свойства характера не могли обеспечить человеку достойное положение в жизни.
Существует также другой фактор, способный играть определенную роль в развитии у взрослого человека чувства превосходства над детьми. У некоторых людей глубоко спрятаны сомнения в собственных достоинствах и ощущение своего несоответствия своим же идеалам. В таком случае ребенок при своей беспомощности является заманчивым объектом для сравнения. И тогда взрослый ощущает себя на высоте! Но это чувство обманчиво. Дети часто оказываются намного способнее.
Дети особенно чувствительны к климату, царящему в семье. Они хорошо усваивают идею равенства или превосходства между членами семьи. Если ребенок осознал свое равноправие, то он будет любым способом возражать против его нарушения. А родители порой довольно смутно осознают, что у их ребенка сформировалось чувство равенства, и нет-нет да и прибегают к системе приказов.
Переход от автократии к демократическим принципам воспитания педагоги восприняли в основном положительно. Многие из них искренне хотят быть демократичными. Существует, однако, распространенное заблуждение в отношении применения демократических принципов в процессе воспитания. В результате нередко люди путают распущенность со свободой, анархию с демократией. Демократия для многих стала означать свободу поступать исключительно согласно собственным желаниям. Некоторые дети стали игнорировать ограничения, потому что самонадеянно восприняли свое право делать все, что им вздумается. Однако это - распущенность, а не свобода.
Все должны придерживаться правил
Если каждый член семьи будет делать, что пожелает, то в доме начнет господствовать анархия. Когда каждый член семьи поступает только согласно своему желанию, то в итоге возникают беспрерывные конфликты. Они нарушают межличностные отношения, что лишь усугубляет разногласия между членами семьи. В атмосфере постоянных конфликтов, стрессов развивается напряженность, гнев, нервозность, раздражительность. В результате все негативные моменты социального бытия расцветают пышным цветом. Свобода является частью демократии. Однако не всегда признается тот факт, что личная свобода невозможна без признания права на свободу за другими. Никто не может наслаждаться свободой до тех пор, пока не будут свободны его ближние. Чтобы каждый человек был свободен, необходима дисциплина. А дисциплина и порядок подразумевают определенные ограничения и обязанности.
Свобода подразумевает также и ответственность. Известно, что практика разрешения детям неограниченной свободы превращает их в деспотов, а родителей - в рабов. Такие дети наслаждаются свободой, а их родители взваливают на себя все их обязанности и ответственность за них. В результате родители испытывают разрушительные последствия предоставленной своим детям этой губительной свободы. Родители в подобных ситуациях пытаются защищать своего ребенка, терпят от него обиды, выполняя бесконечные его требования, и в конце концов полностью теряют влияние на своего ребенка. А у детей в таких случаях исчезает необходимость в дисциплине, так как в воспитании для них нет ограничений, их волнуют только собственные проблемы, а не принципы, необходимые для жизни в обществе. И если у такого ребенка даже проявится какой-либо общественный интерес или заинтересованность в жизни близкого ему человека, то обычно это бывает неустойчиво и очень быстро исчезает. Эти дети плохо приспосабливаются и к окружающей обстановке.
Дисциплина, четко определенные ограничения формируют у ребенка чувство безопасности и уверенности в себе. В противном случае он постепенно впадает в состояние потерянности. Периодически возобновляемые попытки «найти себя» принимают чаще всего разрушительный характер, проявление которого можно наблюдать у непослушных детей. Свобода подразумевает дисциплину и порядок. Без них свобода невозможна.
Чтобы помочь современным детям, необходимо отказаться от устаревшего традиционного метода, требующего от ребенка безоговорочного подчинения, в пользу метода, основанного на принципах свободы и ответственности. Необходимо поощрять и стимулировать детей в добровольном поддержании дисциплины.