Дети
Гигиена детского возраста представляет собой отрасль профилактической медицины, которая занимается изучением влияния различных факторов внешней среды на организм ребенка в процессе его жизнедеятельности, воспитания и обучения. Гигиена детского возраста формирует меры, нужные для обеспечения таких условий, которые бы помогали укреплению здоровья и наилучшему физическому и духовному развитию детей.
На сегодняшний день перед гигиеной детей появилось большое количество новых задач, связанных с ускорением темпов физического развития и полового созревания детей (акселерацией). Акселерация обнаруживается во все периоды роста. На первом году жизни она проявляется в более быстром приросте показателей физического развития. По свидетельствам некоторых ученых, удвоение массы тела у современных детей происходит в 4—4,5 месяца. Особо выражена акселерация роста и развития в подростковом возрасте. У подростков 14—16 лет за последние столетие рост увеличился на 10—20 см.
Что касается вопросов гигиены, то рациональный, ритмичный режим дня увеличивает работоспособность детей, содействует ровному настроению, укреплению здоровья. Главными компонентами режима дня ребенка являются всевозможные виды деятельности, отдых, сон, приемы пищи. Ритмичная смена подобных элементов в установленное время суток подготавливает организм к следующему виду деятельности либо отдыху. Если режим не соблюдается, то могут появиться переутомление, плохое самочувствие, соматические и нервно-психические заболевания.
Режим дня ребенка тесно связан с возрастными особенностями. На активную деятельность в первые месяцы жизни отводится только 5—7 часов, через каждые 1,5—2 часа ребенок засыпает. Основными элементами режима в таком возрасте являются кормление, сон и бодрствование. При правильно соблюденном режиме дня к концу первого месяца образуется суточный ритм сна и бодрствования.
В течение первых трех лет жизни режим дня может меняться несколько раз. Он должен содействовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию главных движений, становлению речевой функции. В детском саду осуществляется большая работа по подготовке детей к школе, поэтому режим зиждется в соответствии с возрастом. В режиме дня младших групп (3—4 года) в обязанность входит дневной сон на протяжении 2-х часов и ночной — 10—10,5 часов. Нахождение на воздухе зимой не менее 3—4 часов, а летом весь день. В режиме дня средней группы (4—5 лет) дневной сон остается без изменений, однако вводятся занятия по 15—20 минут. В старшей группе (5—6 лет) дневной сон уменьшается до 1,5 часов, и проводятся два занятия — первое 25—30 минут, второе 15—20 минут с перерывом 10 минут. Занятия приобретают характер обучения.
Особое значение имеет режим дня школьников. Важную роль для профилактики утомления играет правильная организация урока в первом классе, когда у детей еще нет привычки к продолжительному напряжению внимания. С 1980 года учреждена следующая допустимая нагрузка на школьников: 1—3 классы — 24 часа, 4-й — 27, 5—7 классы — 29 часов, 8-й — 30, 9—11 — 32 часа.
Режим дня включает в себя и режим питания детей в соответствии с возрастными требованиями. В понятие режим питания входит обязательное следование времени приемов пищи и перерывов между ними, рациональное в физиологическом отношении количество приемов пищи, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении промежутков между приемами пищи расстраивается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит.