Иногда довольно сложно понять, почему произошел конфликт на работе, как себя вести в данной ситуации, и в дальнейшем избежать подобного.Практически все ссоры на работе отличаются по своему характеру. Пути выхода из подобного кризиса заблаговременно предугадать невозможно, но опираясь на рекомендации психологов, проблему можно значительно упростить.
Первоначально надо выявить корень конфликта и его предмет. Постараться оценить скрытую угрозу. Важно знать, что прения не всегда ведутся ради выяснения истины. Мотивом может послужить скрытая обида, личная неприязнь, возможность унизить в глазах окружающих, «освобождение» от скопившегося гнева.
Также надо помнить о том, что противная сторона избирает различную линию поведения, которую надо правильно оценить. Уверенный в личных силах противник не будет избегать расследования сопричастности. Полная его противоположность не раскрывает предмет конфликта и неотступно стоит на своем. Сложно разрешить конфликты на работе, как себя вести, если оппонент упрям, примитивен, имеет определенную сферу влияния на работе.
Опасен интеллектуально недалекий или неуравновешенный человек, который руководствуется эмоциями, а не здравым смыслом. Конфликт с ним невозможно подвести под логическое завершение. Когда закончится вся аргументация, последним обоснованием может стать физическая сила.
Следующий этап – выбор стратегии разрешения конфликтной ситуации. Известно пять основных стилей поведения:
1. Конкуренция, соперничество - жесткий стиль, борьба обеих сторон равнозначна. К нему прибегают в том случае, когда собственные силы превосходят возможности соперника, а конечный результат значим для вас.
2. Уклонение от спора. Используют, когда разрешение эксцесса можно и нужно перенести на более поздний период. Данная линия поведения оптимальна в споре с начальством. Выбор в пользу этой стратегии преимуществен в следующих ситуациях:
отстаивание собственных взглядов непринципиально;
приоритетным направлением является сохранение постоянства и умиротворенности;
вероятность развития более сложного спора;
осознание своей неправоты;
безнадежность конфликта;
крупномасштабные интеллектуальные и временные затраты;
на первом месте стоит желание сохранить хорошие отношения с оппонентом.
3. Приспособление. Здесь надо перестроить свою линию поведения, сгладив антогонизм, поступаясь своими принципами. Со стороны, кажется, будто спора как такового и нет. Избрание этого стиля очевидно, если требуется выиграть время. Важным стимулом становится моральная победа или сохранение хороших взаимоотношений с противоборствующей стороной.
4. Стратегия сотрудничества. Это формирование решения совместными усилиями с учетом обоюдных интересов. Процесс длительный, содержит в себе несколько этапов, но выгоден для общей пользы дела. Стратегия применима в ситуациях, когда требуется совместное разрешение проблемы и временной промежуток позволяет это сделать. Такую линию поведения стоит избрать, если желание сохранить отношения с противоположной стороной превалирует. И, наконец, стратегия хороша при равнозначных возможностях противников.
5. Стратегия компромисса. Взаимные уступки позволяют урегулировать возникшие разногласия. Ее предпочитают на тот момент, когда невозможно получить конечный результат без совместных усилий.
Возможные варианты:
принять предварительное заключение;
скорректировать отправные задачи;
получить фиксированную часть во избежание общей потери.
Этот стратегия идеальна для того чтобы разрешить спор на работе, как себя вести понять проще всего. Но данная линия поведения применима, если:
аргументы убедительны с обеих сторон;
требуется некоторый срок для решения более сложных задач;
показ собственного превосходства не приведет к успеху;
конфликтующие стороны наделены тождественными полномочиями и имеют общие интересы;
краткосрочное решение превалирует над победой в споре;
получение частичного результата важнее потери всех возможностей.
Определив свою линию поведения важно четко ей следовать и умело лавировать. Существует определенный регламент поведения при столкновении интересов:
Избегать резкого отрицания чужой позиции, не принимать заданный тон, не реагировать враждебно.
Демонстрировать свою доброжелательность, искреннее сочувствие и рачительность к собеседнику. Проявлять терпимость в отношении его особенностей. Увлеченно выслушивать оппонента, не прерывая его, тем самым дать ему понять, что он был услышан.
Как только иссякнет аргументация, одобрить позицию спорящего, что снизит агрессию и протест. При этом мягко донести до него, что именно это направление сейчас активно разрабатывается, но находится пока еще на «сырой» стадии. В результате враждебно настроенный противник будет обескуражен.
Конфликт, возникшей на работе, как известно, не должен носить личностный характер, надо себя вести без взываний к здравому смыслу.
Оставаться сдержанным, управлять своими движениями, речью и мимикой, что снизит накаленность возникшей ситуации.
В общение с оппонентом избегать слов-паразитов, говорить корректно и неспешно на доступном для конфликтующего человека языке. Не уместна демонстрация интеллектуального преимущества.
Избегать прямого разрешения спора, не торопиться с ответной реакцией. Лучшим вариантом будут встречные вопросы второстепенной тематики, что даст возможность выиграть время для выбора стратегии и тактики.
Отвлекать противоборствующую сторону от наболевшего вопроса, используя различные приемы. Это может быть просьба пересесть или несвоевременно сказанная нелепость, шутка.
Не высказывать собеседнику готовые соображения и оценки. А проявить заинтересованность и сочувствие в понимании озвученной проблемы. Отвечать развернуто, мотивируя каждую свою позицию.
В заключение одно общее правило на все случаи жизни – в ходе спора исключено принимать закрытую позу и смотреть напрямую в глаза оппонента. Это лишь спровоцирует излишнюю агрессию.