Многие родители, когда ребенок начинает вести себя не так, как раньше, начинают задаваться вопросами: почему? Отчего? и т. д. И не догадываются, что дело не в испорченности ребенка, а в кризисе трех лет, как этот период принято называть психологами. Родителям стоит помнить, что кризис нельзя назвать проблемой, это всего лишь очередная ступень формирования личности ребенка, на которой он должен получить опыт и извлечь какие-либо уроки.
Конечно, не нужно думать, что как только ребенку исполнилось 3 года, стоит ждать кризиса. Это не совсем так. Каждый ребенок индивидуален и неповторим, поэтому переходный период у одних детей может начаться в 2,5 года, а у других — в 4 года.
Основными признаками кризиса 3-х лет можно назвать следующие.
1. Отрицание. Раньше ребенок был послушен и со всем соглашался, а теперь стал капризничать и противоречить даже там, где он явно не прав. Родителям здесь не нужно впадать в отчаяние. Такое явление называется «детский негативизм». Ребенок находится в том возрасте, когда еще не умеет ясно формулировать свои мысли, но уже в душе полагает, что взрослые просто обязаны с ним соглашаться.
2. Упрямство. Такая черта может в стабильной позиции ребенка во что бы то ни стало противостоять родителям. Он может при этом истерить, сучить ногами и т. д. В данном случае самой большой ошибкой родителей является уговаривание. Этого ни в коем случае нельзя делать, потому что процесс уговаривания вызывает еще большее упрямство и еще большее желание насолить родителям. Для начала следует попробовать чем-то отвлечь внимание малыша. Если это не подействовало, то лучше какое-то время просто игнорировать ребенка. В скором времени ему надоест впустую упрямиться, и он успокоится.
3. Обесценивание взрослых и строптивость. Подобный признак может обнаружиться в бессмысленном ругательстве. Услышав какое-нибудь плохое слово, ребенок начинает повторять его и называть так и папу, и маму. В данной ситуации не нужно ругать ребенка, лучше набраться терпения и объяснить ему ситуацию с противоположных сторон, а также позволить ему самому проявить самостоятельность.
Большинство психологов уверены, что если ребенку позволить действовать самостоятельно в такой переходный период, то в будущем из него получится человек с нормальной самооценкой, ответственностью и целеустремленностью.