Отношения родителей и детей не всегда складываются идеально, особенно если речь идет о взрослой дочери. Иногда проблемы оказываются настолько серьезными, что сильно ухудшают качество жизни, доставляют постоянный дискомфорт и заставляют находиться в состоянии перманентного стресса. Сложности никуда не уйдут, если на них закрывать глаза или надеяться, что они исчезнут сами по себе. Восстановить столь ценное равновесие в отношениях матери и дочери поможет обращение к специалисту.
По мнению личного психолога Татьяны Пшеничной, которая работает в модальности «Интегральное нейропрограммирование», нерешенные детско-родительские конфликты влияют на различные сферы жизни. Они могут проявляться в отношениях с мужчинами, семейной жизни и даже на работе. Непроработанный негативный опыт порой становится причиной отсутствия чувства стабильности и базовой безопасности, повышенной потребности во внимании и признании. Например, если дочке в детстве мама запрещала проявлять агрессию, то, будучи взрослой, она может воспитывать собственных детей, применяя методы физического наказания.
– Получается, что, взаимодействуя с окружающим миром, мы на самом деле снова и снова пытаемся переработать накопленный опыт, переживаем полученные в родительской семье обиды, – объясняет Татьяна Владимировна. – Мы продолжаем пользоваться теми способами действий и методами реагирования, которые усвоили в детстве. Да, тогда нам надо было приспосабливаться к окружающим условиям. Но теперь ведь жизнь идет по-другому, а модели поведения остались прежними, то есть детскими.
Практический психолог рассказывает, что наша психика формируется, прежде всего, в родительской семье. Девочка учится определять границы дозволенного и различать эмоции, осваивает правила взаимоотношений с мамой и другими людьми. Она может копить обиду, страдать от нехватки любви или, наоборот, слепо следовать материнской воле и отчаянно искать ее одобрения.
Если у взрослого человека не закрыты проблемные вопросы, то он будет снова и снова возвращаться в детство. Дочь будет пытаться их решить, правда, пользуясь проверенными детскими способами, ведь других вариантов общения с матерью она не знает. В результате возникает тупиковая ситуация: «старые раны» обнажаются при каждой встрече или телефонном разговоре, а взаимопонимания как не было, так и нет. Иногда страсти накаляются настолько сильно, что мама и дочь стараются избегать друг друга.
Негативный детский опыт переносится и на другие сферы жизни. Психолог Татьяна Пшеничная говорит:
– Отзывы людей, с которыми я работала, и мой опыт свидетельствуют о том, что проблемы в детско-родительских отношениях имеют огромное влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Если девочка постоянно подвергалась критике, то малейшее замечание в ее адрес может вызвать бурную реакцию. Или, например, ей сложно принимать решения, потому что в детстве она страдала от деспотичности матери.
Если предложить женщине изменить свою эмоциональную реакцию или поведение, то совет окажется бесполезным. Усвоенные в детстве стратегии реагирования и восприятия хранятся в бессознательной части психики. Они закрепляются как эмоционально-телесные реакции, которые проявляются, как только в памяти воспроизводится травмирующее событие, то есть от них самостоятельно избавиться практически невозможно.
Это свойство бессознательного обязательно учитывается при работе в модальности «Интегральное нейропрограммирование». Специалист во время сеанса применяет различные инструменты, в том числе образы, метафоры и вхождение в трансовое состояние. Человек получает возможность «заново» прожить те негативные моменты и травмы, которые связаны с родителями. Он переосмысливает, проживает ситуацию заново, исходя уже из состояния взрослости.
– Как показывает мой опыт практического психолога, – Татьяна Пшеничная продолжает рассказ, – многие женщины стараются придерживаться устоявшегося отношения к проблеме. Задача специалиста заключается в том, чтобы мягко и бережно подвести человека к повторному проживанию болезненной ситуации, но уже с ресурсной, т.е. взрослой позиции. Иногда приходится даже «изобретать» новые модели поведения или реагирования, которые затем надо закрепить.
Проживание событий детства в кабинете психолога способствует формированию новых нейронных связей, снятию внутреннего напряжения и «перепрошивке» бессознательного опыта. Татьяна Пшеничная отмечает, что этот процесс не всегда бывает безболезненным, ведь порой затрагиваются очень острые моменты в отношениях мамы и дочери.
Работа с практическим психологом помогает перестать бессознательно защищаться от детских травм, погасить негативный опыт на эмоционально-телесном уровне. Если раньше какая-то ситуация в отношениях вызывала негативные эмоции, то сейчас обе стороны не будут чувствовать напряжения. Закономерным результатом станет улучшение отношений мамы и дочери, а также принятие друг друга как независимых личностей, которые имеют право на собственные мысли, поступки и эмоции.