Если в вашей семье двое и более детей, значит, к ним добавляется еще одна характеристика: однополые или разнополые. «Разнополые» - слово очень безликое, как будто дети отличаются только по половым признакам. А ведь это глубокое отличие во всем: в восприятии мира, эмоциях, отношении к близким, личностным характеристикам. Естественно, что и воспитание мальчиков девочек должно различаться.
На первый взгляд, воспитывать по-разному детей в одной семье очень сложно. Но если разобраться в сути этой проблемы, то окажется, что в воспитании сына и дочки есть много общего, хотя и различия весьма существенны.
Сам факт того, что родители задумываются об особенностях воспитания детей разного пола, безусловно, положителен. Но существует ряд общих принципов, которые помогут вырастить высоконравственного социализированного человека независимо от пола. Правда, даже в общих принципах воспитания есть половые различия. Рассмотрим их.
Принцип 1. Нравственность. Общечеловеческие ценности: доброта, любовь, милосердие, свобода, истина, честь, достоинство, вера – не имеют половых различий. Нравственность предполагает, прежде всего, человечность. Воспитать настоящего человека непросто, нужно наделить его личность общечеловеческой моралью, которая станет принципом жизни. Воспитать ребенка – значит, воспитать порядочного мужчин и порядочную женщину.
Принцип 2. Границы свободы ребенка. У свободы, как и у подчинения должны быть свои границы. Нельзя держать ребенка в жестким рамках, лишая собственного мнения и требуя беспрекословного подчинения, но также нельзя предоставлять детям полную свободу действий. Задача родителей - найти границы свободы и уровень подчинения для своего ребенка. Этот принцип зависит только от возраста ребенка, но ни в коем случае не от пола. Общие правила формирования границ вырабатываются в раннем детстве с простых понятий: «нельзя» и «можно». Чего будет больше в вашей семье – решать вам. Свобода нужна ребенку для формирования самостоятельной личности, а ограничения формируют дисциплинированность. Однако дисциплина станет произвольным поведением только в случае объяснения причин ограничений.
Принцип 3. Наказания. При несоблюдении границ применяются наказания. И вот здесь важно помнить, что перед вами не бесполое существо, а личность, которая имеет свои психологические особенности. Девочки более восприимчивы даже к обычным словам, так как их ранит сам факт огорчения родителей. Психологические особенности мальчиков таковы, что они в больше степени опасаются последствий. Их проступки не должны оставаться без внимания родителей. Правда, бывают исключения, но только родителям хорошо о них известно.
Принцип 4. Не прививайте детям комплексы. Иногда дети не соответствуют ожиданиям родителей. Если быть честнее, то нужно сказать, что родители слишком многого хотят от собственных детей. Но как бы ни перефразировали эту мысль, итог один – разочарование. Злясь и переживая, родители сами того не осознавая, начинают формировать в своем ребенке комплексы неполноценности. «Все могут, а ты нет», «ты - бестолковый», «ты похожа на жирное чудовище» - это только малая часть фраз, в которой слышится боль родителей. Правда мало кто осознает, что подобные реплики и плохое отношение не подстегивают ребенка к действиям, а убеждают его в своей ущербности. Не зависимо от пола, формируйте у детей уверенность в себе.
Принцип 5. Формируйте правильное отношение к здоровью. От родителей зависит то, как ребенок будет относиться к собственному здоровью. Независимо от пола ребенок должен:
контролировать свое состояние, понимать повышение температуры, боль в горле и т.д.;
уметь правильно относиться к болезням: нужно лечиться, а не жаловаться;
знать особенности строения организма и правила гигиены;
заниматься спортом, выбрав вид в соответствии со своими интересами и полом;
иметь привычки здорового образа жизни, желать быть здоровым.
Принцип 6. Трудовое воспитание. Давно кануло в лету убеждение, что домашние дела являются сугубо женской обязанностью.
Независимо от пола ребенок должен уметь:
содержать в чистоте свое рабочее место и одежду;
выполнять простые бытовые действия: убрать квартиру, помыть посуду, вынести мусор;
уметь приготовить (разогреть) себе пищу.
Этим простым вещам нужно в равной степени учить и дочку, и сына. При этом важно поощрять и подстегивать сугубо половые предпочтения в быту:
поощряйте мальчиков к действию с «мужскими» инструментами: молоток, отвертка и т.д.;
стимулируйте девочек к «женским» занятиям: уход за растениями, рукоделие.
Придерживаясь этих правил, вы воспитаете полноценного, самостоятельного, уверенного в себе человека, не боящегося бытовых сложностей и обладающего мужественностью и женственностью в соответствии со своей половой принадлежностью.
Принцип 7. Пример поведения. В полной семье с разнополыми детьми, родители ни на секунду не должны забывать о том, что они - не просто мама и папа, а мужчина и женщина. Девочка будет всегда копировать поведение мамы, а мальчик подсознательно имитировать папу. Все самое положительное, как и отрицательное, будет впитываться детьми. Элементарная культура поведения должна стать нормой: подать руку маме при выходе из транспорта, подарить цветы, попросить (не потребовать) подать прибор за столом и т.д. Все это не останется без внимания вашими детьми, как и то, что родители уважают друг друга. В такой семье не возникнет претензий, что кого-то любят больше, потому что меньше требуют. Здесь четко понимают, что причины в проблемах поведения детей нужно искать в себе самих.
Мы разобрались с тем, чему воспитывать детей в семье, с учетом их пола. Но методы воспитания мальчиков и девочек, а также их направленность, также существенно отличаются. Связано это, прежде всего, с гендерными психологическими отличиями. Нужно помнить, что женщины, даже очень юные, воспринимают мир чувствами, а мужчины (мальчики) всегда пытаются его осмыслить.
Мальчики |
Девочки |
Хотят любви, признания, внимания к себе |
|
в ответ на любое проявление самостоятельности и активности. |
В ответ на свои чувства, переживания и желания. |
Испытывают повышенную потребность |
|
В оценке их деятельности (похвале, внимании). |
В принятии их такими, какие они есть, в восхищении и признании их достоинств. |
Требуется больше |
|
Мотивации и одобрения |
|
Счастливы, если… |
|
Могут кому-то помочь, оказать поддержку, проявить заботу. |
Получают поддержку, принимают помощь, получают или оказывают заботу. |
Очень огорчаются, если…. |
|
Не могут справиться с поставленной целью, оказываются не нужными и не востребованными. |
Не ощущают поддержку других и признают необходимость все делать самостоятельно. |
К сожалению, вокруг нас множество примеров, когда мужчины и женщины ведут себя не по-мужски и не по-женски. Причинами такого поведения являются ошибки воспитания в семье и негативный жизненный опыт.
Мы не знаем, какие испытания приготовила судьба для наших детей, но должны быть уверены в том, что сделали все для их будущего, воспитав правильно.