Полезно
В литовском городе Каунасе есть самый подлинный и единственный в своем роде Музей чертей.
Первый экспонат музея – это Жемайтийский черт с хвостом из настоящей конопли.
Кажется, будто изготовлен он совсем недавно, так как даже стоять в вертикальном положении не может. На самом же деле как раз он-то и является истинным памятником народного творчества литовцев.
Второй музейный экспонат был принесен в только что открывшийся музей обычный посетитель. Это скульптура была частью композиции «Архангел Михаил, одерживающий победу над чертом».
Еще один экспонат Музейя чертей - шпиерас.
Шпиерас – герой литовского фольклора, он сходит на землю каждую субботу и бежит танцевать. На танцах он превращается в привлекательного молодого парня и «охмуряет» девушек. Узнать в нем нечистую силу можно, наступив шпиерасу на ногу. Если под ногой прощупается копыто, значит вы танцуете с чертом.
Литовская народные статуи – уникальное явление. Занимательно в ней то, что в основу положена христианской культура, история и иконопись. Для фольклорного творчества, всегда больше всего тяготевшего к фольклору и жизни народа, и никогда не носившего только религиозный характер, это очень нетрадиционно.
Длительное время специалисты искусства обусловливали этот феномен тем, что скульптура в дереве, как отдельный вид искусства, пришла в Литву достаточно поздно - на границе 14 и 15 столетий. Тем не менее, археологические раскопки во конце 20ого столетия дали опровержение этому мнению. Раскопки обломков статуй древних божеств язычества отмечаются в торфяных топях повсюду, а под Палангой было обнаружено двухметровое изваяние.
Деревянная скульптура была известна в Литве с самых древних времен, вот обнаружить ее отпечатки сложно, так как дерево гораздо более хрупкое, чем камень или кость. А потом, в свое время все предметы, имевшие отношение к язычеству, уничтожались христианами.
Черт являлся единственным в своем роде жанровым противопоставлением канонам христианства. В мире христианства люди всякий раз боялись упоминать о нем. А литовский народ спокойно располагал статую чертей в доме. Надо отметить, что черт в литовском творчестве совсем не всегда является отрицательным персонажем.
Крестьяне давали черту все человеческие недостатки, часто сознательными и обоснованными. В чертях люди видели и праздники, и конкретных людей.